Образование
ПЕРЕХОД ДОУ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Программа Учреждения «Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ № 10 г.Сегежи» " разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО).
Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях
• социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое; • физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности ;формирование первичных представлений о себе ,других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,количестве,числе, части и целом,пространстве и времени и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля ка к общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного,музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной,конструктивно-модельной,музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений(ходьба,бег,мягкие прыжки повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Федеральной программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий ее реализации ; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
Содержание обязательной части Программы выстроено на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
ссылка на программу: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
Цель Программы: Всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи:
1. обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;
2. приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,милосердие,справедливость,коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
3. построение(структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
4. создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
6. обеспечение развития физических,личностных,нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
7. обеспечение психолого педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей(законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
8. достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена в виде парциальных программ:
1. Парциальная программа «Родной край» - Основной целью работы является формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через решение следующих задач:
• Знакомить детей с историческим прошлым, настоящим родного края, города, с хозяйственной деятельностью людей.
• Знакомить с произведениями устного народного творчества, декоративно- прикладного искусства.
• Способствовать расширению и углублению представлений о природе Карелии.
• Приобщать к культуре и традициям русского и карельского народа;
• Развивать патриотические чувства, воспитывать любовь и бережное отношение родному дому, семье, к родному городу, краю, уважение к родителям и их труду.
2. Парциальная программа «ОБЖ» - цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение через решение следующих задач:
• формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
• развитию основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма.
• формирование ценностей здорового образа жизни
• формирование безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, на водоемах и т.п.
3. Парциальная программа «Сенсорика» - цель: развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира у детей раннего возраста.
4. Парциальная программа «Подготовка к обучению грамоте» - цель: подготовка дошкольников к обучению грамоте
Задачи:
• Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
• Развитие звукобуквенного анализа слова.
• Формирование первоначальных навыков чтения
Обе части Программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Возрастные категории детей, на которые ориентирована Программа:
в 2023 - 2024 учебном году функционируют следующие возрастные группы:
с 2 месяцев до 1 года - 0
с 1 года до 2 лет - 2
с 2 лет до 3 лет - 1
с 3 лет до 4 лет - 2
с 5 лет до 6 лет - 2
с 6 лет до 7 лет - 1
Все группы общеразвивающей направленности.
Иные категорий детей, на которых ориентирована программа, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья: ребенок ОВЗ - 1 человек, обучающийся по ОП ДО в группе общеразвивающей направленности.
Уровень образования - дошкольный.
Форма обучения - очная.
Нормативные срок обучения - 6 лет.
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) - русский. Русский язык является официальным языком Российской Федерации.
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные Основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ № 10 г.Сегежи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
"Социально-коммуникативное развитие"
"Познавательное развитие"
"Речевое развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
"Физическое развитие"
Практики Основной образовательной программой МКДОУ № 10 г.Сегежи
не предусмотрены
В МКДОУ № 10 г.Сегежи использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
не предусмотрено
Общая численность обучающихся
_________________________________________________________________125 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)
__________________________________________________________________0 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)
__________________________________________________________________0 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)
__________________________________________________________________ 0 чел.
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или)юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)
__________________________________________________________________ 0 чел.